Дети с особыми образовательными потребностями
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» широко охватывает всех детей, чьи образовательные проблемы выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с особенностями психофизического развития, одарённых детей и детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов и т.д.). Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает акцент на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении и воспитании детей, имеющих определенные особенности развития. Очевидно, приемлемым является определение, согласно которому к детям с особыми потребностями относят детей-инвалидов, детей с незначительными нарушениями здоровья, социальными проблемами и одаренных детей.
Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития имеют отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.
Следует подчеркнуть, что в России основной категорией детей с особыми образовательными потребностями общепринято считать именно детей с особенностями (нарушениями) психофизического развития.
Дети с особенностями психофизического развития
В зависимости от типа нарушения выделяют такие категории детей:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, с пониженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, с пониженным зрением);
- нарушениями интеллекта (умственно отсталых, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие; слепоглухонемые и др.);
- эмоционально-волевыми нарушениями и детей с аутизмом.